7 мифов о чат-ботах

Photo by Steve Rainwater. Source: flickr

Когда начался ажиотаж вокруг чат-ботов, вокруг них возникло огромное количество мифов. По мере развития и продвижения этой технологии, некоторые мифы рассеялись сами по себе, некоторые остались, и постоянно появляются новые домыслы.
Мы собрали самые стойкие из них и рассмотрели, на чём они основаны и есть ли в них доля правды.

1. Чат-боты — это новая технология

На самом деле, история чат-ботов уходит корнями в далёкое прошлое. Первый представитель этого «семейства» появился в 1966 году — это была«Элиза» (ELIZA). Созданная Джозефом Вейценбаумом компьютерная программа прославилась благодаря части функционала, имитирующей (или, скорее, пародирующей) психотерапевта. Она использовала ввод пользователей для того, чтобы сформулировать «наводящие вопросы» и поддерживать беседу. После него были Пэрри (1972), Jabberwacky (1988), Dr. Sbaitso (1992), Элис, или A.L.I.C.E. (1995), SmarterChild (2001), наконец, IBM Watson (2006) и Сири (2010), Алекса и Кортана (2014-2015). В 2015 Telegram выпустил Bot API для разработчиков, Slack запустил 150 ботов и анонсировал фонд в 80 миллионов долларов для развития чат-ботов, интегрирующихся с ним. В 2016 Facebook запустил платформу для разработки ботов в Messenger. Так что технология эта — актуальная и развивающаяся, но не новая.

2. Чат-боты всегда притворяются людьми

Этот миф не лишен оснований. С одной стороны, возможно, во всём виноват известный тест Тьюринга: считается, что машина прошла его, если своими ответами ввела судью в заблуждение или сомнения относительно того, кто из двух (невидимых) собеседников человек.
С другой стороны, существовала практика, когда представлявшие бизнес чат-боты представлялись клиентам живыми операторами. Впрочем, такие виртуальные агенты уходят в прошлое и становятся дурным тоном. Сегодня одна из заповедей UX дизайна чат-ботов — не пытайтесь обмануть пользователей. Современные боты для бизнеса скорее представляют собой эквивалент приложений и не пытаются притворяться людьми.
Тем более, технически организовать это довольно сложно. Немногие боты могут правдоподобно имитировать человека. Особенно в том случае, когда они должны решать определённые бизнес-задачи, а не созданы для прохождения теста. Как минимум, не избежать фраз типа: «Я вас не совсем понял», «Переформулируйте ваш вопрос, пожалуйста» или «Я только учусь разговаривать с людьми».

3. Чат-боты взаимодействуют с помощью «разговорного» интерфейса

Первые боты правда были больше разговорными. Но сейчас большинство из них не просто может посылать пользователям картинки и видео, а и содержит элементы управления, такие как кнопки и меню.

Есть боты, основная задача которых — подбирать гифки, создавать стикеры, качать музыку или конвертировать файлы. Тут тоже «разговорный» интерфейс ни к чему. Существуют даже кнопочные боты, в которых полностью отключена возможность свободного ввода пользователя, то есть им нельзя написать сообщение.

Графические элементы привычны и удобны для большинства людей. К тому же, сценарно управляемые боты, которые не пытаются «общаться» с пользователем и не претендуют на свободное понимание естественного языка, гораздо реже ошибаются в том, чего всё-таки хочет пользователь и, как правило, выполняют одни и те же задачи быстрее, чем «разговорные» собратья.

4. Чат-боты убьют приложения

Чат-боты помогут обеспечить присутствие бизнеса на мобильных устройствах и обладают некоторыми преимуществами перед приложениями. Чат-бот вашей компании предоставит клиентам удобный доступ к услугам и товарам в мессенджерах, позволит делать заказы, находить адреса магазинов, получать круглосуточную тех.поддержку. При этом, он не нуждается в закачке и установке пользователями, а для владельца бизнеса может сэкономить время и стоимость разработки и поддержки (только в случае относительно простого бота). Но говорить о замене приложений чат-ботами неуместно, ведь они обеспечивают разный функционал и решают разные задачи. Скорее, чат-боты могут дополнять мобильные приложения.

5. Чат-боты заменят людей (украдут наши рабочие места!)

На самом деле, чат-боты разгружают работников-людей. Они отлично справляются с повторяющимися рутинными задачами, которые так не любят выполнять люди: ответы на стандартные вопросы, приём заявок, генерация лидов. Но благодаря этому, сотрудники компании освобождаются для более нестандартной и творческой работы.
Боты часто осуществляют вспомогательные, служебные функции, помогая сотрудникам, например, службы поддержки, быстрее и качественнее обслуживать клиентов.
Таким образом, боты не заменяют людей, а работают вместе с ними и поддерживают их.

6. Разработать чат-бота — просто (и дёшево)

Реальность: несложно разработать только простого бота. Действительно, можно за несколько часов разработать чат-бота, который предоставит пользователям контактную информацию и ответы на часто задаваемые вопросы. Даже если человек не знает языков программирования, платформы разработки делают возможным создание элементарного бота без кодирования. Многие из этих платформ предоставляют бесплатный сервис, конечно, накладывая ограничения на возможности бота. Но если

  • чат-бот нужен для бизнеса,
  • для него запланирован определённый функционал,
  • нужна админ-панель для управления,
  • желательно способность к обучению и понимание ввода пользователя,
  • он должен работать в различных мессенджерах,

разработку такого виртуального агента нельзя назвать простой. Такой проект требует опыта, времени и денег. Подробнее о том, сколько именно времени и денег понадобится, можно прочесть в нашей статье.

7. Все чат-боты обладают Искусственным Интеллектом

Для начала, ИИ сам по себе — источник многих мифов и дискуссий (скорее, даже холиваров). Конечно, на такой благодатной почве разрослись, в свою очередь, другие мифы — об умных чат-ботах.
Существует огромное количество упомянутых выше сценарно управляемых кнопочных чат-ботов. Они в принципе лишены всякого интеллекта — просто выдают заранее заложенные сообщения в ответ на нажатие кнопки.
Есть более сложные боты, которые умеют «понимать» свободный ввод человека — обрабатывают естественную речь, но при этом они просто извлекают ключевые слова из фраз. Наконец, есть боты, способные к машинному обучению. Они с некой долей вероятности (это зависит от конкретного случая, но меньше 100%) могут распознать введенный запрос пользователя, учитывая контекст. Ответ может выбираться из базы готовых ответов или генерироваться на базе большой обучающей выборки. В лучшем случае, боты обладают так называемым ограниченным искусственным интеллектом (Narrow AI) — интеллектом, который позволяет решить конкретные задачи (как и любая другая из существующих сейчас систем).
Даже для обозначения способностей суперкомпьютера IBM Watson, победителя шоу Jeopardy!, создатели не применяют термин AI (Artificial Intelligence), а называют его деятельность augmented intelligence (дополненный интеллект), подчёркивая аспект «совместной работы машин и людей».

Итак, доля правды в мифах о ботах есть — но не все они «умные», они не захватят рабочие места людей, и могут общаться с человеком не только посредством текста.
Хотите пополнить нашу коллекцию и прочитать объяснение ещё каких-то устойчивых мнений о чат-ботах? Присылайте свои версии нам на email.

Напишите нам!

Мы ответим в течение 2 часов

We are always in touch
Ukraine: +380637355537
email@singularika.com

7 Myths about chatbots

Photo by Steve Rainwater. Source: flickr

When the hype around chatbots started, many myths appeared around them. As the technology developed and was promoted some myths vanished, some stayed, and new misconceptions are still emerging.
We gathered the most popular of them and explored what they are based upon and how much truth they contain.

1. Chatbots are a new technology

In fact, the history of chatbots has its roots in the distant past.
The first member of this “family” was built in 1966 – it was ELIZA. This computer program created by Joseph Weizenbaum is known mostly for the script simulating (or rather parodying) a psychotherapist. It used users’ input to formulate non-directional questions and hold a conversation. Afterwards, there were PARRY(1972), Jabberwacky (1988), Dr. Sbaitso (1992), A.L.I.C.E. (1995), SmarterChild (2001), and at last, IBM Watson (2006), Siri (2010), Alexa and Cortana (2014-2015). In 2015, Telegram launched Bot API for developers, Slack launched 150 bots and invested $80 million in the development of Slack chatbots. In 2016, Facebook launched a platform for Messenger bots. So, this technology is relevant and developing but not new.

2. Chatbots always pretend to be humans

This myth has some basis in fact. On one hand, it might be caused by a famous Turing test. A machine is considered to pass it if tricks the judge into doubts or mistake about which of two (hidden) responders is human.
On the other hand, there was a time when chatbots representing business introduced themselves as live operators. Now such virtual agents are considered bad manners and become a thing of the past. Today, one of the principles of chatbot UX design is not to try cheating on users in that way. Modern bots for business are more like apps and don’t try and pretend humans.
Moreover, it is difficult to do technically. Not many bots can plausibly simulate a human, especially if they have to complete certain business tasks and are not created just to pass the test. At least, you can’t avoid phrases like “I’m afraid I don’t understand you”, “Could you repeat it in other words” and “I’m only learning to talk to humans.”

3. Chatbots interact through the “conversational” interface

The first bots were indeed more conversational. But now most of them can send images, video and even have control elements (buttons and menu).
There are bots whose only job is to find gif’s, create stickers, download music and convert files. You needn’t conversational interface to do it. There are even flow-oriented chatbots that interact with users with the help of buttons only and user input is disabled. You cannot even type a message to them.
Graphic elements are familiar and convenient for the majority of people. Also, flow-oriented bots with buttons who don’t try to “have conversations” with users and don’t claim to understand natural language, often make fewer mistakes about what the user wants and complete similar tasks quicker than their “conversational” brothers.

4. Chatbots will kill apps

Well, chatbots make businesses accessible on mobile devices and may have some advantages over apps. A chatbot of your company will display your products and services in a messaging app and allow customers making orders, finding shops and receiving 24/7 tech support. It doesn’t need to be downloaded and installed by users and for a business owner, it can save time and money for development and deployment (speaking of a simple chatbot). But it is improperly to tell that chatbots can replace apps. They have different functionality and accomplish different tasks. It looks like chatbots will complement apps.

5. Chatbots will replace humans (they’ll take away our jobs!)

As a matter of fact, chatbots reduce workload and free human employees. They are good at repeated, routine tasks that annoy and tire people: answering FAQ, receiving requests, lead generation. Due to this, the employees can focus on non-typical and creative work. Bots often perform additional, subsidiary tasks helping staff members, for example, customer care operators, to provide better and quicker service.

6. It is easy (and cheap) to create and launch a chatbot

In reality, it is not difficult to create only a simple bot. Indeed, you can, in a couple of hours, develop a chatbot that will provide contact information and answers to frequently asked questions. Even if you don’t know any programming languages, you can use development platforms to make a bot without coding. Many platforms provide free service though they limit bot abilities. But if you

  • need a chatbot for business
  • plan certain functionality,
  • want admin panel to manage it,
  • want it to understand free user input and learn,
  • prefer it to work in several messaging apps,

it will be not easy to develop such virtual agent. Such project demands experience, time and money. See more about how much time and money it can take in our article.

7. All the chatbots are artificial intelligence-driven

First of all, AI itself is a source of many myths and discussions (or rather holy wars). Obviously, it is a fertile ground for myths about supersmart chatbots.
There are plenty of flow-oriented chatbots with buttons we have mentioned before. They are not intelligent in principle – they just display predefined answers when a corresponding button is pressed.
There are more complex bots which can “understand” free user input and process natural language but they just extract keywords from phrases. At last, chatbots capable of machine learning exist. They can recognize the requests typed by users considering context (with a probability that can differ but is always less than 100%). An answer can be selected from a database or generated after the machine is trained on a large training set. At best, chatbots use so-called Narrow AI – an intelligence that allows accomplishing certain specialized tasks (so does every system existing for now).
Even the creators of IBM Watson supercomputer, that won Jeopardy!, don’t use the term Artificial Intelligence but call it augmented intelligence to emphasize the aspect of the partnership between humans and machines.

So, there is some truth in the myths about chatbots. But not all of them are very smart, they are not going to replace humans and can communicate not just in conversational form.
Do you want to add some myths to our collection and read an explanation about them? Send your ideas to our email.

Contact us!

We respond within 2 hours